Виртуальная реальность

Мы живём в полном соответствии с ограничениями нашего мировосприятия. 

А на основе чего оно складывается? Чаще всего – на основе жизненного опыта.

Если у человека есть опыт, который говорит о том, что жизнь – это борьба, он будет жить в постоянном напряжении. Если у него есть опыт, который говорит о том, что любого конфликта следует избегать, он будет жить в отпущенной ему окружающими социальной ячейке. Если у человека есть опыт, который говорит о том, что он – пустое место, то об уверенности в себе остаётся только мечтать. 

Что же мешает приобрести новый опыт и расширить границы мировосприятия? 
Страх и лень. 

Для того чтобы выйти за рамки «зоны комфорта», необходимо решиться преодолеть страх и найти в себе силы для преодоления лени. К примеру, чтобы преодолеть страх публичных выступлений, необходимо организовать себе регулярные публичные выступления. 
Причём, желательно начинать с малой аудитории – например, с мамы и котика. 
В то же время всегда остается другая лазейка: новый опыт можно приобрести виртуально. Как? 

Ну конечно же, с помощью новейших систем виртуальной реальности! Современные системы VR развились настолько, что при хорошем быстродействующем компьютере и достаточно качественном видеошлеме можно увидеть себя в совершенно другом измерении. Там реально прыгать на лыжах с трамплина, летать между небоскрёбов, выступать на сцене в качестве рок-звезды, расслабляться под пальмами, укрепляться в вере в себя путём отстрела и шинкования различных недругов. Согласитесь, отличное средство для отработки навыков ;) 

Есть пара-тройка существенных «но». Прежде всего – это стоимость. Хороший компьютер и система VR стоят примерно $2500. И опыт показывает, что современные игры требуют всё более современного железа. 

Далее: не все запросы на совершенствование сейчас программно реализованы. И не все реализуемы в принципе. Если по-честному, сейчас это достаточно штампованные поделки – без настройки под особенности вашего мировосприятия. Демонстрируемое 3D-изображение не оставляет места для полёта фантазии – и часто вы бы представили всё это совсем по-другому. 

И наконец, в компьютерных играх нет такого значимого этапа, как проработка предлагаемых способов «расширения» мировоззрения опытным психологом. Со страхом высоты, может быть, с помощью VR вам удастся справиться (и то не факт). А вот уже с уверенностью в себе, если вам не расскажут, в чём заключается главная проблема, вы можете возиться ещё долгие годы. 

Конечно, было бы здорово получить в своё распоряжение идеальный полигон для отработки всех умений и навыков – полностью заточенный под вас… Но ведь его не существует, скажете вы. И будете правы только отчасти – да, прямо сейчас его, может быть, и не существует. Но в ваших силах его создать – причём, без применения дорогостоящего и громоздкого компьютерного железа. Возможно, вы подумали об осознанных сновидениях. Да, если они получаются – это действительно идеальный эмулятор реальности. Но проблема в том, что, если это не дано вам от рождения, искусству достижения осознанного сновидения нужно предварительно учиться – и делать это по шагам. Этими последовательными шагами, ведущими к полному раскрытию возможностей воображения, и может стать для вас эриксоновский гипноз. Он не так обласкан маркетологами, слабо изучен и понят современной западной психологией. Однако всё, что будет получено с помощью гипноза, будет сделано не оборудованием, а вами – и станет частью вашего личного опыта, который после этого можно воспроизводить сколько угодно по желанию. 

Кроме того, овладев базовыми принципами, вы обнаружите, что легко можете стать сами себе программистом, а значит модифицировать всё в этом пространстве по своему желанию. И наконец, что является самым важным, оседание опыта в бессознательном происходит в эриксоновском гипнозе напрямую – в отличие от полигона виртуальной реальности, которому всё равно потребуется проходить через те же самые фильтры – но уже опосредованно, под жесткой цензурой сознания. 

Возможности, которые человек получает в жизни и в компьютерных играх, сознание в его текущей конфигурации достаточно сильно фильтрует. Во время же гипнотического транса есть возможность детализировать для себя и принять позитивное внушение как новый взгляд на мир, новое его ощущение, которое поможет автоматически переструктурировать психику. 

Итак, резюмируя: виртуальную реальность можно рекомендовать как средство обучения ленивых и богатых долларами, а не фантазией. Эриксоновский гипноз же больше подходит интеллектуально и творчески развитым, желающим еще больше развить и усовершенствовать этот уникальный человеческий ресурс – воображение. Настолько, чтобы оно стало мощной продуктивной силой, способной простраивать будущее во всех деталях. И тем самым добиваться своих целей – в реальности.